Я давно была наслышана об удивительной красоте перевала, а читала о трудности спуска с него на автомобильных форумах. Как же мне захотелось увидеть Кату-Ярык своими глазами, вы не представляете! Везде я побывала, а в долине Чулышмана, куда ведет перевал, еще не была.
Наконец, в июле 2015 мы отправляемся в путь.
Преодолев расстояние в 554 километра от города Бийска по Чуйскому тракту, сворачиваем в сторону. Еще 47 верст тряской, но умопомрачительной по окружающим видам гравийки, по которой держим путь все время вверх и вверх. Стоп. Перед нами - Улаганское плато. Останавливаемся и видим: некоторое количество автомобилей и туристов, которые нервно копошатся у двигателей. Выхожу из машины и …замираю. Такой красоты я давненько не встречала!
Друзья мои – это надо видеть! Ты стоишь чуть ли не вровень с облаками! Небо редкого голубого цвета. Напротив тебя – отвесные скалы, по которым струится водопад. Справа и слева – ярко-зеленая вековая тайга ступенями спускается по горам.
Так называемая смотровая площадка представляет собой небольшой участок, на котором – целая поляна из башенок Обо таш. Также в знак поклонения и для удачной дороги, для духов на кустиках развешены ритуальные ленточки. Камни всех размеров, кусты и трава – вполне живописны.
Я подошла к краю обрыва и перед собой внизу увидела удивительный ландшафт: между светло-зелеными, заросшими хвойниками горами, петляла бирюзового цвета река! Это и был знаменитый Чулышман.
«Чулышман» переводится по-разному. Есть версия, как «крест – на крест». Это в каньоне возле перевала река течет спокойно, лишь кое-где кипя вокруг скал, встречающихся на пути. В большинстве своем Чулышман изобилует порогами 5-6 сложности и привлекает рафтингистов со всей страны.
Повернула голову вправо: вот и знаменитый перевал!
Даже не перевал, а узкая дорога, зигзагом вырубленная в скале. А вот вековая тайга ощетинилась пушистыми пихтами и кедрами. Очень красив перевал! Будто молния черканула по скале! И как же спускаться-то по нему?
Отправилась потолкаться и разузнать что и как среди людей. Вы бы видели, с какой радостью встречают тех, кто поднялся снизу и с какими добрыми напутствиями отправляют тех, кто идет на спуск!
Перевал сделан энтузиастами, об этом событии рассказывает стенд.
Подумать только, дорога в долину Чулышмана начала действовать только с 1989 года! С той поры - ничего не изменилось! Все также вверх и вниз бежит одноколейка, посыпанная гравием. Все также 9 зигзагов крутят водителей по скале. Водители стараются соблюдать реверсивер: сначала идут машины вверх, затем спускаются вниз. Но так бывает не всегда: чтобы разъехаться, на поворотах есть небольшие «карманы».
Периодически камни со скал осыпаются на дорогу во время дождей или сильных ветров. Внизу обязательно дежурит трактор, который и разгребает дорогу. Вообще, проезжая долину, обратили внимание, что в каждом населенном пункте (их всего-то два), на каждой базе – трактор обязательно есть. На перевале за день так «накрутят» дорогу, что иногда особенно проблематично проехать через рытвины и ямы.
Налюбовавшись на окрестности, благословясь, на скорости около 30 км в час начали спуск. Я пожалела, что эти три с половиной километра не прошла пешком. Такая красота! Справа – обрыв, слева – скала, а посередине - изрытая колесами дорога. У скал примостились чахлые кустики, разноцветные камни всех размеров, очень необычно выглядят указатели «крутой поворот» на высоте 3000 метров!
Последние метры машина резко наклоняется вперед, ноги упираются в пол, но хорошо, что перевал закончен! Все! Мы в долине легендарного Чулышмана! Труднейший перевал пройден!
Я его видела, мы по нему спустились – удивительное чувство счастья охватывает тебя. Образчик дороги на фотографии.
Через неделю перевал снова нас ждал, для подъема.
Теперь уже, зная его «выкрутасы», было не так сложно подниматься, хотя это было раннее утро после дождя. И опять я с превеликим удовольствием любовалась каньоном, скалами, камнями.
Как здорово, что мне довелось увидеть перевал и в жаркий полдень, и в дождливое утро. Он разный, живой. Предлагаю просто посмотреть. Это - беседка на смотровой площадке. Кажется, будто она из 60-х годов!
Чудесное место.
Уникальное, еще малоосвоенное, впрочем, как и многое в нашей огромной стране.
На прощание снова оглядываемся на Улаганское плато, курящиеся после дождя горы и едем к знаменитым Пазарыкским курганам. Эх, я бы еще раз с удовольствием приехала на перевал Кату-Ярык, чтобы спуститься в чудную долину, заповедную, прекрасную - долину реки Чулышман. Подробнее можно почитать здесь: Долина - чудная долина!
Наконец, в июле 2015 мы отправляемся в путь.
Преодолев расстояние в 554 километра от города Бийска по Чуйскому тракту, сворачиваем в сторону. Еще 47 верст тряской, но умопомрачительной по окружающим видам гравийки, по которой держим путь все время вверх и вверх. Стоп. Перед нами - Улаганское плато. Останавливаемся и видим: некоторое количество автомобилей и туристов, которые нервно копошатся у двигателей. Выхожу из машины и …замираю. Такой красоты я давненько не встречала!
Друзья мои – это надо видеть! Ты стоишь чуть ли не вровень с облаками! Небо редкого голубого цвета. Напротив тебя – отвесные скалы, по которым струится водопад. Справа и слева – ярко-зеленая вековая тайга ступенями спускается по горам.
Так называемая смотровая площадка представляет собой небольшой участок, на котором – целая поляна из башенок Обо таш. Также в знак поклонения и для удачной дороги, для духов на кустиках развешены ритуальные ленточки. Камни всех размеров, кусты и трава – вполне живописны.
Я подошла к краю обрыва и перед собой внизу увидела удивительный ландшафт: между светло-зелеными, заросшими хвойниками горами, петляла бирюзового цвета река! Это и был знаменитый Чулышман.
«Чулышман» переводится по-разному. Есть версия, как «крест – на крест». Это в каньоне возле перевала река течет спокойно, лишь кое-где кипя вокруг скал, встречающихся на пути. В большинстве своем Чулышман изобилует порогами 5-6 сложности и привлекает рафтингистов со всей страны.
Повернула голову вправо: вот и знаменитый перевал!
Даже не перевал, а узкая дорога, зигзагом вырубленная в скале. А вот вековая тайга ощетинилась пушистыми пихтами и кедрами. Очень красив перевал! Будто молния черканула по скале! И как же спускаться-то по нему?
Отправилась потолкаться и разузнать что и как среди людей. Вы бы видели, с какой радостью встречают тех, кто поднялся снизу и с какими добрыми напутствиями отправляют тех, кто идет на спуск!
Перевал сделан энтузиастами, об этом событии рассказывает стенд.
Подумать только, дорога в долину Чулышмана начала действовать только с 1989 года! С той поры - ничего не изменилось! Все также вверх и вниз бежит одноколейка, посыпанная гравием. Все также 9 зигзагов крутят водителей по скале. Водители стараются соблюдать реверсивер: сначала идут машины вверх, затем спускаются вниз. Но так бывает не всегда: чтобы разъехаться, на поворотах есть небольшие «карманы».
Периодически камни со скал осыпаются на дорогу во время дождей или сильных ветров. Внизу обязательно дежурит трактор, который и разгребает дорогу. Вообще, проезжая долину, обратили внимание, что в каждом населенном пункте (их всего-то два), на каждой базе – трактор обязательно есть. На перевале за день так «накрутят» дорогу, что иногда особенно проблематично проехать через рытвины и ямы.
Налюбовавшись на окрестности, благословясь, на скорости около 30 км в час начали спуск. Я пожалела, что эти три с половиной километра не прошла пешком. Такая красота! Справа – обрыв, слева – скала, а посередине - изрытая колесами дорога. У скал примостились чахлые кустики, разноцветные камни всех размеров, очень необычно выглядят указатели «крутой поворот» на высоте 3000 метров!
Последние метры машина резко наклоняется вперед, ноги упираются в пол, но хорошо, что перевал закончен! Все! Мы в долине легендарного Чулышмана! Труднейший перевал пройден!
Я его видела, мы по нему спустились – удивительное чувство счастья охватывает тебя. Образчик дороги на фотографии.
Через неделю перевал снова нас ждал, для подъема.
Теперь уже, зная его «выкрутасы», было не так сложно подниматься, хотя это было раннее утро после дождя. И опять я с превеликим удовольствием любовалась каньоном, скалами, камнями.
Как здорово, что мне довелось увидеть перевал и в жаркий полдень, и в дождливое утро. Он разный, живой. Предлагаю просто посмотреть. Это - беседка на смотровой площадке. Кажется, будто она из 60-х годов!
Чудесное место.
Уникальное, еще малоосвоенное, впрочем, как и многое в нашей огромной стране.
На прощание снова оглядываемся на Улаганское плато, курящиеся после дождя горы и едем к знаменитым Пазарыкским курганам. Эх, я бы еще раз с удовольствием приехала на перевал Кату-Ярык, чтобы спуститься в чудную долину, заповедную, прекрасную - долину реки Чулышман. Подробнее можно почитать здесь: Долина - чудная долина!