7 дней в Закарпатье. Поездом, пешком, на перекладных. Часть 1.
В эту поездку мы с подругой собирались долго, выверяли маршрут, созванивались с хозяевами сельских усадеб, чтобы в путешествии не тратить время на поиски ночлега. Увидели столько, что сами, рассматривая фотографии, не верили – как это возможно. Конечно, были в Ужгороде, Мукачево, на озере Синевир, видели множество деревянных церквей, крепости, - впечатлений набрались несметное количество. Но все же главная прелесть нашего вояжа – сама природа, малоизвестные замечательные места Закарпатья и общение с жителями – открытыми, приветливыми и доброжелательными.
Поезд Харьков-Ужгород довез нас до Воловца, первого намеченного пункта, а дальше транспорт какой попадался, на таком и ехали: попутки, маршрутки, местное такси, электрички, дизель, и даже целый день на телеге, а не было транспорта (начало поездки выпало на Троицу – и ни-ка-ко-го транспорта в селах, где мы шли, просто не было) – на своих двоих.
Итак, о диковинках. Старинных и не очень, природных и рукотворных. Впрочем, все Закарпатье – сплошная диковинная сторона.
В селе с названием Гукливый, через которое лежал наш путь первого дня, неожиданно обнаружили интересную милитари - усадьбу«Grun Hof» и памятник яфине (чернике), растущей в изобилии на полонинах и склонах.
.. .
В Пилипце глаз не могли оторвать от деревянной церкви Рождества Богородицы, она была первой такой на нашем пути и поразила воображение изящностью и незащищенностью.
.
Идем – едем дальше. Вокруг - смереки, домики, река, - восхитительные картины.
. . .
Вот красавец водопад Шипит возле Пилипца – природный памятник, живописный, с очаровательными пейзажами со всех сторон. Высота – 16 метров.
.
Двигаемся – впереди заветные минеральные источники села Келечин. Они действительно оказались уникальными. Даже не поверили, попробовав воду – газированная!!!
Нет, мы, конечно, читали, что в одном из трех источников минеральная вода газированная, редко встречается в природе, но одно дело – знать, другое – попробовать самим. Второй источник расположен на виду, у обочины трассы, а третий уже было даже интересно найти в зарослях - двинулись вдоль оранжевого ручья, куда стекает вода, и нашли, пришлось, правда, исследовать окрестности.
Вода во всех трех источниках кажется насыщенно-оранжевой, и это придает ей какой-то фантастический вид, а вот вкус совершенно разный.
. . .
Что ж, теперь – в Межгорье, здесь нам повезло – за очень умеренную плату водитель Газели довез нас до Синевирской Поляны, где запланирована была ночевка. Услышав, что мы приехали из Харькова, чтобы познакомиться с Закарпатьем, рассказал много интересного и показал по дороге часть линии Арпады, о которой мы не имели ни малейшего представления.
Линия Арпады – военно-оборонительная система длиной 600 км, выстроенная в 1940-43 гг . Бетонные сооружения, бункеры, доты, дзоты строились венграми и немцами, предназначались для остановки Советской Армии. Однако не смогли остановить 4-й Украинский фронт: советские войска разгромили врага, обойдя фортификационные сооружения по горам.
. . . . .
Ночь в усадьбе в Синевирской Поляне – и ранним утром мы уже на Синевире. Никого вокруг, кроме нас. Повезло. «Кто рано встает…» Истинно чудо природы, чистое, прозрачное, здесь невозможно надышаться и не хочется уходить – райское место…
. . .
А нам – дальше, в Колочаву, с головой ныряем в историю. Большое село с множеством приселков, и главная изюминка - музей-скансен «Старое село». Его невозможно посетить «наскоком», столько всего: больше двадцати строений, бесчисленное множество предметов быта, причем разного времени. Даже без экскурсовода можно составить представление о том, как жили разные слои населения, разных профессий и разных национальностей.
. . . . . . .
Через несколько часов рассматривания экспонатов, перехода из одного времени в другое и насыщения эмоциями нам начало казаться, что мы жили тут всегда. Но стоило сесть в машину - и вспомнили, что впереди - старинная мельница Нижнего Быстрого, которую еще найти надо – нет ее ни в одном путеводителе, и на усталость времени не осталось. Пришлось потрудиться в поисках, один из старожилов все-таки вспомнил о ней и показал направление. Нашли! Правда, сначала пришлось идти через подвесной деревянный мост - страшно, качается!
. .
Мельнице этой больше 200 лет. Конечно, она перестраивалась, но не зря приезжают посмотреть на нее историки и путешественники из разных стран. Жаль вот, разрушается потихоньку.
. .
Отдохнули – и в путь.
Дорога вела через Изу, центр лозоплетения, на оленью ферму.
. . . .
Так вполне может выглядеть королевство Бемби – горы неподалеку, простор, зеленая трава и множество оленей, судя по всему, прекрасно себя чувствующих. Эта ферма – единственный образец на Украине.
Вечерело, и на ночлег отправились в Хуст.
Раннее утро – и мы идем по дороге к развалинам Хустского замка, представляя, как могло быть здесь раньше. Средневековый замок, возведенный в 11-12 веках, современники называли орлиным гнездом – он был неприступен и располагался на высоте 160 метров (во время движения наверх величие и мощь строения даже подавляет, хотя и видишь только руины).
. .
Глядишь вниз с Замковой горы – под тобой долина, в которой лежит древний Хуст (ему больше 900 лет!), реку, горы, и невольно вспоминаешь: историки имеют доказательства того, что в глубокой древности здесь было море.
. .
Впереди еще целый день, и мы с замиранием сердца отправляемся на свидание к малоизвестным, но судя по рассказам и фотографиям, изумительным жемчужинам деревянного зодчества – четырем церквям в окрестностях города.
Начинаем с Сокирницы. Деревянная церковь Святого Николая 17 века стоит в центре села, рядом – современная каменная церковь, в которой идет служба. «Наша» церковь открыта, заглядываем – никого. Стремительно тянется вверх шпиль, снаружи на стенах – множество крестов, целая коллекция. Храм не действующий, внутри только пару современных икон, однако вышедшие из каменной церкви женщины и дети направляются к нему – и обходят вокруг, явно соблюдая какие-то ритуал.
. .
Пешком - дальше, в Данилово. Готическую красавицу видно издалека – она на высоком бугре, поднимаемся, осматриваемся, сама церковь закрыта. Идем через все село в дом к знаменитой «бабке Павлине» – Павлине Петровне Шимон, благодаря которой храм до сих пор жив, за ключами. Находим дом – уникальный, дом-музей, в котором Павлина собрала столько настоящих экспонатов, что не каждый государственный музей имеет. А потом – в церковь.
. . .
Мы искренне благодарны этой женщине – и за рассказ, и за церковь, и за то, что нам была дана возможность познакомиться с дивным человеком.
Униатская община в Данилово – всего 12-15 человек, и храм этот, по сути, никому больше не нужен, местные не считают его своим. Тем удивительнее способность Павлины сохранять его и поддерживать – любовью к людям, месту и верой.
. .
Попрощавшись, держим путь в Александровку. Среди домов и огородов в центре села нашему взору открывается она, настоящая деревянная жемчужина - храм Параскевы и колокольня, выстроенные в 17-18 веках. К сожалению, попасть внутрь не удалось, закрыто, но стекла в маленьком окошке церкви не было, мы заглянули с подругой по очереди - и обомлели: везде, где проникающий свет давал возможность видеть, - росписи, росписи. И тогда мы просто взяли фотоаппататы и, вытянув внутрь руки, стали щелкать наугад, чтобы потом рассмотреть, пусть так, внутреннее убранство. Получилось!
. . .
Уникальный резной иконостас, лики святых, всадники, воинственные рыцари, женщины, - разные сюжеты, выписанные «Стефаном, мастером Теребельским». Даже нам, непросвещенным в храмовом искусстве, понятно, что церковь эта – произведение искусства, нашего, украинского, аутентичного, как говорят на Западной Украине.
Храм Параскевы, как никакой другой, навеял грусть – от того, что нет хозяина, который бы застеклил окошко, отреставрировал настенную живопись…
. . .
Впереди – последняя из деревянных святынь Мармароша (такое название когда-то носил Хуст)
Крайниково . Сначала увидели дубы – огромные, мощные, торжественные. Ровесники святыни, они как будто охраняют Михайловскую церковь, саму старую из готических храмов Хустщины. Привлек наше внимание вход – искусная резьба, древнейший символ солнца в центре над дверью.
. . .
Набравшись сил под дубами, двинулись в обратный путь.
Еле живые от усталости, но счастливые донельзя, мы добредаем до местной ж/д остановки (по дороге ни машины, ни подводы, не говоря уже об автобусе, - Троица!) – и вот он, дизель, везущий в Хуст (называется колоритно в народе – «рахитовоз»). Падаем на сиденье, и….оживаем – еще пару часов до темноты, и мы вполне успеваем посетить старинные улочки города.
Погуляв, «на закуску» выбираем кафе «Гроно», все очень вкусно, огромные порции и маааленький счет.
День, такой замечательно насыщенный, окончен, а впереди – впереди еще почти 4 дня волшебного путешествия!
В эту поездку мы с подругой собирались долго, выверяли маршрут, созванивались с хозяевами сельских усадеб, чтобы в путешествии не тратить время на поиски ночлега. Увидели столько, что сами, рассматривая фотографии, не верили – как это возможно. Конечно, были в Ужгороде, Мукачево, на озере Синевир, видели множество деревянных церквей, крепости, - впечатлений набрались несметное количество. Но все же главная прелесть нашего вояжа – сама природа, малоизвестные замечательные места Закарпатья и общение с жителями – открытыми, приветливыми и доброжелательными.
Поезд Харьков-Ужгород довез нас до Воловца, первого намеченного пункта, а дальше транспорт какой попадался, на таком и ехали: попутки, маршрутки, местное такси, электрички, дизель, и даже целый день на телеге, а не было транспорта (начало поездки выпало на Троицу – и ни-ка-ко-го транспорта в селах, где мы шли, просто не было) – на своих двоих.
Итак, о диковинках. Старинных и не очень, природных и рукотворных. Впрочем, все Закарпатье – сплошная диковинная сторона.
В селе с названием Гукливый, через которое лежал наш путь первого дня, неожиданно обнаружили интересную милитари - усадьбу«Grun Hof» и памятник яфине (чернике), растущей в изобилии на полонинах и склонах.
.. .
В Пилипце глаз не могли оторвать от деревянной церкви Рождества Богородицы, она была первой такой на нашем пути и поразила воображение изящностью и незащищенностью.
.
Идем – едем дальше. Вокруг - смереки, домики, река, - восхитительные картины.
. . .
Вот красавец водопад Шипит возле Пилипца – природный памятник, живописный, с очаровательными пейзажами со всех сторон. Высота – 16 метров.
.
Двигаемся – впереди заветные минеральные источники села Келечин. Они действительно оказались уникальными. Даже не поверили, попробовав воду – газированная!!!
Нет, мы, конечно, читали, что в одном из трех источников минеральная вода газированная, редко встречается в природе, но одно дело – знать, другое – попробовать самим. Второй источник расположен на виду, у обочины трассы, а третий уже было даже интересно найти в зарослях - двинулись вдоль оранжевого ручья, куда стекает вода, и нашли, пришлось, правда, исследовать окрестности.
Вода во всех трех источниках кажется насыщенно-оранжевой, и это придает ей какой-то фантастический вид, а вот вкус совершенно разный.
. . .
Что ж, теперь – в Межгорье, здесь нам повезло – за очень умеренную плату водитель Газели довез нас до Синевирской Поляны, где запланирована была ночевка. Услышав, что мы приехали из Харькова, чтобы познакомиться с Закарпатьем, рассказал много интересного и показал по дороге часть линии Арпады, о которой мы не имели ни малейшего представления.
Линия Арпады – военно-оборонительная система длиной 600 км, выстроенная в 1940-43 гг . Бетонные сооружения, бункеры, доты, дзоты строились венграми и немцами, предназначались для остановки Советской Армии. Однако не смогли остановить 4-й Украинский фронт: советские войска разгромили врага, обойдя фортификационные сооружения по горам.
. . . . .
Ночь в усадьбе в Синевирской Поляне – и ранним утром мы уже на Синевире. Никого вокруг, кроме нас. Повезло. «Кто рано встает…» Истинно чудо природы, чистое, прозрачное, здесь невозможно надышаться и не хочется уходить – райское место…
. . .
А нам – дальше, в Колочаву, с головой ныряем в историю. Большое село с множеством приселков, и главная изюминка - музей-скансен «Старое село». Его невозможно посетить «наскоком», столько всего: больше двадцати строений, бесчисленное множество предметов быта, причем разного времени. Даже без экскурсовода можно составить представление о том, как жили разные слои населения, разных профессий и разных национальностей.
. . . . . . .
Через несколько часов рассматривания экспонатов, перехода из одного времени в другое и насыщения эмоциями нам начало казаться, что мы жили тут всегда. Но стоило сесть в машину - и вспомнили, что впереди - старинная мельница Нижнего Быстрого, которую еще найти надо – нет ее ни в одном путеводителе, и на усталость времени не осталось. Пришлось потрудиться в поисках, один из старожилов все-таки вспомнил о ней и показал направление. Нашли! Правда, сначала пришлось идти через подвесной деревянный мост - страшно, качается!
. .
Мельнице этой больше 200 лет. Конечно, она перестраивалась, но не зря приезжают посмотреть на нее историки и путешественники из разных стран. Жаль вот, разрушается потихоньку.
. .
Отдохнули – и в путь.
Дорога вела через Изу, центр лозоплетения, на оленью ферму.
. . . .
Так вполне может выглядеть королевство Бемби – горы неподалеку, простор, зеленая трава и множество оленей, судя по всему, прекрасно себя чувствующих. Эта ферма – единственный образец на Украине.
Вечерело, и на ночлег отправились в Хуст.
Раннее утро – и мы идем по дороге к развалинам Хустского замка, представляя, как могло быть здесь раньше. Средневековый замок, возведенный в 11-12 веках, современники называли орлиным гнездом – он был неприступен и располагался на высоте 160 метров (во время движения наверх величие и мощь строения даже подавляет, хотя и видишь только руины).
. .
Глядишь вниз с Замковой горы – под тобой долина, в которой лежит древний Хуст (ему больше 900 лет!), реку, горы, и невольно вспоминаешь: историки имеют доказательства того, что в глубокой древности здесь было море.
. .
Впереди еще целый день, и мы с замиранием сердца отправляемся на свидание к малоизвестным, но судя по рассказам и фотографиям, изумительным жемчужинам деревянного зодчества – четырем церквям в окрестностях города.
Начинаем с Сокирницы. Деревянная церковь Святого Николая 17 века стоит в центре села, рядом – современная каменная церковь, в которой идет служба. «Наша» церковь открыта, заглядываем – никого. Стремительно тянется вверх шпиль, снаружи на стенах – множество крестов, целая коллекция. Храм не действующий, внутри только пару современных икон, однако вышедшие из каменной церкви женщины и дети направляются к нему – и обходят вокруг, явно соблюдая какие-то ритуал.
. .
Пешком - дальше, в Данилово. Готическую красавицу видно издалека – она на высоком бугре, поднимаемся, осматриваемся, сама церковь закрыта. Идем через все село в дом к знаменитой «бабке Павлине» – Павлине Петровне Шимон, благодаря которой храм до сих пор жив, за ключами. Находим дом – уникальный, дом-музей, в котором Павлина собрала столько настоящих экспонатов, что не каждый государственный музей имеет. А потом – в церковь.
. . .
Мы искренне благодарны этой женщине – и за рассказ, и за церковь, и за то, что нам была дана возможность познакомиться с дивным человеком.
Униатская община в Данилово – всего 12-15 человек, и храм этот, по сути, никому больше не нужен, местные не считают его своим. Тем удивительнее способность Павлины сохранять его и поддерживать – любовью к людям, месту и верой.
. .
Попрощавшись, держим путь в Александровку. Среди домов и огородов в центре села нашему взору открывается она, настоящая деревянная жемчужина - храм Параскевы и колокольня, выстроенные в 17-18 веках. К сожалению, попасть внутрь не удалось, закрыто, но стекла в маленьком окошке церкви не было, мы заглянули с подругой по очереди - и обомлели: везде, где проникающий свет давал возможность видеть, - росписи, росписи. И тогда мы просто взяли фотоаппататы и, вытянув внутрь руки, стали щелкать наугад, чтобы потом рассмотреть, пусть так, внутреннее убранство. Получилось!
. . .
Уникальный резной иконостас, лики святых, всадники, воинственные рыцари, женщины, - разные сюжеты, выписанные «Стефаном, мастером Теребельским». Даже нам, непросвещенным в храмовом искусстве, понятно, что церковь эта – произведение искусства, нашего, украинского, аутентичного, как говорят на Западной Украине.
Храм Параскевы, как никакой другой, навеял грусть – от того, что нет хозяина, который бы застеклил окошко, отреставрировал настенную живопись…
. . .
Впереди – последняя из деревянных святынь Мармароша (такое название когда-то носил Хуст)
Крайниково . Сначала увидели дубы – огромные, мощные, торжественные. Ровесники святыни, они как будто охраняют Михайловскую церковь, саму старую из готических храмов Хустщины. Привлек наше внимание вход – искусная резьба, древнейший символ солнца в центре над дверью.
. . .
Набравшись сил под дубами, двинулись в обратный путь.
Еле живые от усталости, но счастливые донельзя, мы добредаем до местной ж/д остановки (по дороге ни машины, ни подводы, не говоря уже об автобусе, - Троица!) – и вот он, дизель, везущий в Хуст (называется колоритно в народе – «рахитовоз»). Падаем на сиденье, и….оживаем – еще пару часов до темноты, и мы вполне успеваем посетить старинные улочки города.
Погуляв, «на закуску» выбираем кафе «Гроно», все очень вкусно, огромные порции и маааленький счет.
День, такой замечательно насыщенный, окончен, а впереди – впереди еще почти 4 дня волшебного путешествия!