Чуйский тракт входит в пятерку красивейших дорог мира! Это мнение не только мое, а уважаемого во всех отношениях международного журнала National Geographic. Я не могу судить объективно, но проезжая по Чуйскому, всегда удивляюсь той красоте, что окружает дорогу. Честь и хвала создателям трассы! Они проложили дорогу по красивейшим местам, заботясь не только об удобстве путешественника, но и эстетическом восприятии окружающего ландшафта.
Когда все «достает», то мы отправляемся по Чуйскому тракту, проезжаем до перевала Чике-Таман, а частенько и дальше. О своих любимых местах знаменитого тракта я и хочу рассказать.
Дорога очень живописна. Ведь Чуйский тракт проходит через горы и перевалы, через долины семи рек. Слева и справа от тракта видим удивительный по красоте растительный мир Горного Алтая: редкие цветы, травы, реликтовые пихты и кедры.
Одно из любимых мест - перевал под названием «Семинский», в переводе с монгольского – «крепость». Также ему подходит и алтайское название – Дьял Менку – «Вечная гора». Перевал находится на стыке Семинского и Чергинского хребтов, поэтому когда -то был труднопроходим. А место - историческое! И армии скифов, и орды татаро-монголов шли через перевал. И как они его преодолели? Ведь даже в наше время по отличному асфальту легко не заедешь. Подъем пологий, около 9 километров, абсолютно нетрудный, но затяжной. Двигатель натужно гудит, машины тихонько поднимаются на перевал, а мы любуемся густой зеленью вековой тайги, разнотравьем и альпийскими цветами. Перевал относится к государственным памятникам природы – настолько он красив!
Высота перевала не очень большая - около 2000 метров, но он находится в каком-то заколдованном месте. Сколько бы я ни приезжала сюда, всего лишь два раза светило солнце и было тепло. Перед подъемом, допустим, +30, а на перевале +10 да еще ветер и дождь или даже летят снежинки.
Наконец, подъем закончен и перед нами - плоская седловина между двух гор. Здесь туристы обязательно останавливаются, чтобы полюбоваться открывающимися великолепными видами. В голубой дымке видна гора Сарлык.
.
На фото видно, какие тучи бродят над перевалом – Грозовой перевал да и только. Стела поставлена в честь 200летия присоединения Горного Алтая к России.
.
На заднем плане - кедры с повязанными ритуальными ленточками – кыйрами. Обязательно заранее заготавливаем их и привязываем, чтобы, не дай Бог, прогневить Хана Алтая.
Следующий перевал – мой самый любимый - Чике-Таман. Подумать только, нормальное движение по нему стало возможно только с 1985 года! Раньше его называли Черт – Атаман – настолько труден он был для проезда. Теперь же ехать по нему – одно удовольствие. Однако, эта красивейшая горная дорога очень опасна: сплошные серпантины, не видно впереди из-за скал ничего. Слева – скала, а справа – бирюзовая Катунь. Ну, о-очень красиво! Передать словами невозможно – просто смотреть.
.
Частенько дорога проходит сквозь скалы, которые пришлось взрывать, чтобы проложить трассу.
.
Спустившись с Чикета, попадаем в красивейшее место:
слияние рек Малый Яломан и Катунь. У них разный цвет воды. Автомобилисты обязательно останавливаются пофотографироваться, полюбоваться и даже искупаться.
.
Еще одно из любимых мест за Чике-Таманом - мост через Яломан. А фотографирую я с небольшой возвышенности - это мыс, на нем находится древнее городище 8-9 веков с сохранившимися каменными фундаментами. Внизу можно остановиться на отдых в домиках или по-дикому: в палатке - места предостаточно.
.
Чуйский тракт проходит, наверное, через сотню алтайских сел. Большая часть из которых – умопомрачительно хороши. Вот, например, село Иня («На плече»). Красота окружающих гор поражает. Как видите, они песчаные, но ученые не могут определить их происхождение. По версии, здесь было дно морское.
.
А вот знаменитый памятник Кольке Снегиреву, разбившемуся на АМО в горах. Памятник тогда только строился, но машина уже на постаменте, а на металлических пластинах – слова известной песни: «Есть по Чуйскому тракту дорога». По сути, это памятник всем шоферам, погибшим на этой когда-то очень сложной трассе.
.
Есть и такие памятники вдоль дороги. По преданию, с этого мыса сбрасывали в Катунь красноармейцев.
.
Как видите, это далеко не все открытия, которые можно сделать, проехав по Чуйскому тракту.
Не перестаю восхищаться красотой Горного Алтая, которую можно увидеть, благодаря трассе М-52!
Когда все «достает», то мы отправляемся по Чуйскому тракту, проезжаем до перевала Чике-Таман, а частенько и дальше. О своих любимых местах знаменитого тракта я и хочу рассказать.
Дорога очень живописна. Ведь Чуйский тракт проходит через горы и перевалы, через долины семи рек. Слева и справа от тракта видим удивительный по красоте растительный мир Горного Алтая: редкие цветы, травы, реликтовые пихты и кедры.
Одно из любимых мест - перевал под названием «Семинский», в переводе с монгольского – «крепость». Также ему подходит и алтайское название – Дьял Менку – «Вечная гора». Перевал находится на стыке Семинского и Чергинского хребтов, поэтому когда -то был труднопроходим. А место - историческое! И армии скифов, и орды татаро-монголов шли через перевал. И как они его преодолели? Ведь даже в наше время по отличному асфальту легко не заедешь. Подъем пологий, около 9 километров, абсолютно нетрудный, но затяжной. Двигатель натужно гудит, машины тихонько поднимаются на перевал, а мы любуемся густой зеленью вековой тайги, разнотравьем и альпийскими цветами. Перевал относится к государственным памятникам природы – настолько он красив!
Высота перевала не очень большая - около 2000 метров, но он находится в каком-то заколдованном месте. Сколько бы я ни приезжала сюда, всего лишь два раза светило солнце и было тепло. Перед подъемом, допустим, +30, а на перевале +10 да еще ветер и дождь или даже летят снежинки.
Наконец, подъем закончен и перед нами - плоская седловина между двух гор. Здесь туристы обязательно останавливаются, чтобы полюбоваться открывающимися великолепными видами. В голубой дымке видна гора Сарлык.
. На фото видно, какие тучи бродят над перевалом – Грозовой перевал да и только. Стела поставлена в честь 200летия присоединения Горного Алтая к России.
. На заднем плане - кедры с повязанными ритуальными ленточками – кыйрами. Обязательно заранее заготавливаем их и привязываем, чтобы, не дай Бог, прогневить Хана Алтая.
Следующий перевал – мой самый любимый - Чике-Таман. Подумать только, нормальное движение по нему стало возможно только с 1985 года! Раньше его называли Черт – Атаман – настолько труден он был для проезда. Теперь же ехать по нему – одно удовольствие. Однако, эта красивейшая горная дорога очень опасна: сплошные серпантины, не видно впереди из-за скал ничего. Слева – скала, а справа – бирюзовая Катунь. Ну, о-очень красиво! Передать словами невозможно – просто смотреть.
. Частенько дорога проходит сквозь скалы, которые пришлось взрывать, чтобы проложить трассу.
. Спустившись с Чикета, попадаем в красивейшее место:
слияние рек Малый Яломан и Катунь. У них разный цвет воды. Автомобилисты обязательно останавливаются пофотографироваться, полюбоваться и даже искупаться.
. Еще одно из любимых мест за Чике-Таманом - мост через Яломан. А фотографирую я с небольшой возвышенности - это мыс, на нем находится древнее городище 8-9 веков с сохранившимися каменными фундаментами. Внизу можно остановиться на отдых в домиках или по-дикому: в палатке - места предостаточно.
. Чуйский тракт проходит, наверное, через сотню алтайских сел. Большая часть из которых – умопомрачительно хороши. Вот, например, село Иня («На плече»). Красота окружающих гор поражает. Как видите, они песчаные, но ученые не могут определить их происхождение. По версии, здесь было дно морское.
.А вот знаменитый памятник Кольке Снегиреву, разбившемуся на АМО в горах. Памятник тогда только строился, но машина уже на постаменте, а на металлических пластинах – слова известной песни: «Есть по Чуйскому тракту дорога». По сути, это памятник всем шоферам, погибшим на этой когда-то очень сложной трассе.
. Есть и такие памятники вдоль дороги. По преданию, с этого мыса сбрасывали в Катунь красноармейцев.
. Как видите, это далеко не все открытия, которые можно сделать, проехав по Чуйскому тракту.
Не перестаю восхищаться красотой Горного Алтая, которую можно увидеть, благодаря трассе М-52!
Ответить с цитированием